Обзор изменений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Цель нашей компании - предложение широкого ассортимента юридических услуг на постоянно высоком качестве обслуживания.
С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в новой редакции.

С даты вступления в силу изменений к вышеназванному Федеральному закону проводить плановые проверки субъектов предпринимательской деятельности можно будет не чаще, чем один раз в три года.

Ежегодный сводный план проведения плановых проверок на следующий календарный год размещается в открытом доступе для всеобщего сведения на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Данный федеральный закон регламентирует проведение проверок органами государственного и муниципального контроля хозяйствующих субъектов, осуществляющих следующие виды деятельности:

 предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;
 предоставление бытовых услуг;
 предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания;
 розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
 оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
 предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
 предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше двух тонн пятисот килограммов (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
 производство текстильных материалов, швейных изделий;
 производство одежды;
 производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;
 обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;
 издательская и полиграфическая деятельность;
 деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны).

Основанием для включения плановой проверки хозяйствующего субъекта в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
 государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
 окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
 начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.


Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. 
В распоряжении или приказе о проведении проверки должны содержаться следующие сведения:

 наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
 фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
 наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
 цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
 правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
 сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
 перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
 перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
 даты начала и окончания проведения проверки.

Заверенная копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должна быть вручена проверяемому лицу либо его законному представителю.

Осуществляться будет преимущественно документарная проверка, предметом которой является проверка сведений, содержащихся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документов, используемых при осуществлении ими деятельности и связанных с исполнением ими обязательных требований, а также требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Сведения предоставляются по мотивированному запросу органа государственного контроля в виде копий, заверенных печатью и подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. 

Орган муниципального контроля вправе требовать нотариального удостоверения копий документов только в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
 удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
 оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Общий срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. Срок проведения проверки в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малых предприятий и 15 часов для микропредприятий в год. 

Результаты проверки оформляются актом, который составляется двух экземплярах, один из которых с копиями всех приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае проведения проверки с грубыми нарушениям, ее результаты признаются недействительными и не могут являться доказательствами нарушения хозяйствующим субъектом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. 

К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
 частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 Федерального закона;
 пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства) статьи 10 Федерального закона;
 частью 2 статьи 13 Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);
 частью 1 статьи 14 Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);
 пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 Федерального закона;

 частью 4 статьи 16 Федерального закона (в части непредставления акта проверки).