Изменения законодательства, касающиеся проверок субъектов предпринимательской деятельности.

Цель нашей компании - предложение широкого ассортимента юридических услуг на постоянно высоком качестве обслуживания.
В конце 2008 года принят Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности», которым существенно ограничены права органов милиции. 

Вышеназванный закон лишил органы милиции права инициировать самостоятельные проверки деятельности и документов хозяйствующих субъектов и существенно ограничил полномочия сотрудников милиции. 

Таким образом, в настоящее время сотрудники милиции имеют право придти к субъекту предпринимательской деятельности только в следующих случаях:

1. Налоговые органы специальным запросом привлекли сотрудников милиции к участию в выездной налоговой проверке (ст. 36 НК РФ).

К налоговой проверке милиция может присоединиться при наличии следующих обстоятельств:
1) у налогового органа имеются сведения о возможных нарушениях налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) (далее - налогоплательщики) законодательства о налогах и сборах и необходимости проверки этой информации с участием ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;
2) при назначении выездной (повторной выездной) налоговой проверки по материалам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленным органом внутренних дел в налоговый орган согласно п. 2 ст. 36 НК РФ;
3) имеется необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для проведения конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
4) необходимо содействие проверяющим должностным лицам налогового органа в случаях, если:
- создаются препятствия их законной деятельности
- либо имеется угроза безопасности их жизни и здоровья.

Порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов детально описан в инструкции, приведенной в приложении № 1 к совместному приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37. 

Права сотрудников милиции зависят от того, в каком качестве они участвуют в проверке.

Меньше всего полномочий у милиционеров, которые обеспечивают безопасность инспекторов. Они могут действовать только как «телохранители». Чуть больше прав - у специалистов из МВД, привлеченных для участия в конкретном мероприятии: осмотре помещений, выемке документов и т.д. Их действия ограничены поставленной задачей: проверить подлинность документов или восстановить их, «взломать» компьютерную программу и т.п.

И милиционеры, и инспекторы могут обнаружить в ходе проверки административные нарушения. В такой ситуации они будут действовать самостоятельно: составят протокол, проведут расследование, назначат штраф.

2. Проводятся оперативно-розыскные мероприятия в рамках ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

С целью выявления латентных преступлений, воспользовавшись нормами Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ № «Об оперативно-розыскной деятельности» сотрудники милиции вправе произвести обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, провести опрос. 
Порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности определен Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно указанному закону сотрудники милиции имеют право проводить такие оперативно розыскные мероприятия как: следующие оперативно-розыскные мероприятия:
- исследование предметов и документов;
- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Обследование проводится на основании постановления. 

При проведении обследования сотрудники милиции вправе (ст.15 ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности») производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Если сотрудниками милиции в ходе обследования будет принято решение об изъятии документов, то с них должны быть сняты копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим их, об изъятии и передаче копий документов лицу, у которого они изымаются, делается запись в протоколе осмотра.

Если же в момент изъятия копии изготовить невозможно либо копии невозможно передать, то сотрудник милиции обязан передать заверенные копии в течение пяти дней после изъятия, что также должно быть отражено в протоколе.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов их заверенные копии не были переданы лицу, у которого они были изъяты, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

В рамках проведения ОРМ сотрудники милиции вправе получать объяснения от граждан и должностных лиц, однако необходимо помнить о том, что вы вправе отказаться от дачи объяснений (ст.51 Конституции), никакой ответственности за это не предусмотрено.


3. Проведение следственных действий в целях проверки наличия оснований для возбуждения уголовного дела в рамках УПК РФ.
Если в органы милиции поступит сообщение об экономическом преступлении (готовящемся, совершаемом или совершенном), но оснований для возбуждения уголовного дела недостаточно, то в целях сбора первичной оперативно-розыскной информации о признаках преступной деятельности и причастных к ней лицах для установления оснований для возбуждения уголовного дела уже в рамках действия УПК РФ могут быть назначены проверки и ревизии. Речь идет о влекущих уголовную ответственность нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.

Осмотр помещений в отличие от обыска производится без наличия возбужденного уголовного дела.

Закон не обязывает органы милиции предъявлять разрешительные документы при проведении осмотра, единственный документ, предъявляемый сотрудниками милиции – это удостоверение. Подлинное удостоверение должно содержать следующую информацию:
- должность его обладателя;
- звание его обладателя;
- соответствующие подписи и печати;
- фотографию сотрудника в форме;
- срок его действия.

Порядок производства осмотра устанавливается ст.177 УПК РФ, осмотр проводится при участии понятых с обязательным составлением протокола осмотра. Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации хозяйствующего субъекта, как правило, это генеральный директор. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы и документы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы и документы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.

4. Проводится предварительное расследование в рамках возбужденного уголовного дела (УПК РФ.)

Основанием для производства обыска является наличие возбужденного уголовного дела, производится на основании постановления следователя.

Обыск - принудительное обследование помещений, сооружений, участков местности и транспортных средств, отдельных граждан в целях отыскания и изъятия скрываемых доказательств преступления, документов и ценностей, нажитых преступным путем, а также розыска лиц и трупов. Лицам, у которых производится обыск, понятым и названным представителям должно быть разъяснено их право присутствовать при всех действиях следователя и делать заявления по поводу этих действий, подлежащие занесению в протокол. При обыске могут присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск.
Участие других лиц в обыске зависит от усмотрения следователя. Он может вызвать работников милиции для оцепления обыскиваемого помещения или когда есть основания предполагать, что со стороны обыскиваемых будет оказано сопротивление, применено оружие и т.д.
О производстве обыска должно быть вынесено мотивированное постановление, которое санкционируется прокурором, руководителем следственного органа или получается решение суда.

Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также лицам, приходящим в это помещение или место, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами ( в том числе по телефону), передавать друг другу или иным лицам какие-либо предметы или документы до окончания обыска. 

Различают обыск в помещениях, обыск участков местности и личный обыск.

Обыск в помещениях предполагает осмотр и проверку не только основного строения, но и всех подсобных, служебных помещений, надворных построек, а также находящихся в них предметов (мебели, сундуков, чемоданов и т.д.).
При обыске обязательно присутствие не менее двух понятых. 

При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества.

Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.

До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск – т.е. выдав следователю искомые документы, обыска, в ходе которого могут обнаружиться нежелательные для компании вещи, предметы и документы, можно избежать.

Обыск участков местности проводится, если они находятся в пользовании или ведении определенных лиц.

Личный обыск состоит в обследовании одежды, обуви и тела человека с целью обнаружения и изъятия предметов или документов, имеющих значение для дела.

Личный обыск производится как правило по постановлению следователя, согласованному с прокурором или руководителем следственного органа, и судебному решению. Из данного правила закон предусматривает исключения. Личный обыск без вынесения о том отдельного постановления и без судебного решения может производиться:
- при задержании или заключении под стражу;
- при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для дела (ч. 2 ст. 184 УПК РФ).

Таким образом, отдельного разрешения на обыск лица, находящегося в помещении или ином месте, в котором производится обыск, не требуется. В протоколе должно быть указано, на каких основаниях, следователь полагал, что это лицо скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Лицо, производящее личный обыск, и присутствующие при этом понятые должны быть одного пола с обыскиваемым. Указанное требование распространяется на специалиста и переводчика, которые могут быть приглашены для участия в личном обыске.

Следователь должен строго ограничиваться изъятием только тех предметов и документов, которые могут иметь отношение к делу. Предметы и документы, запрещенные к обращению, подлежат изъятию независимо от их отношения к делу. Все изымаемые предметы и документы предъявляются понятым и другим присутствующим лицам и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска (ч. 9, 10 ст. 182 УПК РФ).

Ход и результаты обыска отражаются в протоколе, оформляемом на месте производства обыска. 
Все, что найдено во время обыска, может быть изъято: документы, предметы, деньги, техника, компьютеры, портфели. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены в протоколе с точным указанием их количества, меры, веса и индивидуальных признаков (п.13 ст.182 УПК РФ). Если это договор, то номер, дата и его контрагенты. Если это деньги, то номера купюр.

Если обыск происходил в помещении, принадлежащем учреждению, предприятию или организации, копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.

Обыскивающие имеют право задавать вопросы, но обыск - не допрос, при обыске не берут подписку об ответственности за отказ от дачи показаний. У вас есть почти неограниченное право не отвечать на вопросы. Старайтесь давать нейтральные, ник чему не обязывающие ответы.

Допрос самостоятельное отдельное процессуальное действие, при проведении допроса обязательно ведется протокол, на допросе вправе присутствовать адвокат. Допрос не может длиться более 4-х часов без перерыва, и не более 8 часов в общей сложности в течение дня.


Выемка - самостоятельное следственное действие, состоящее в изъятии у физического или юридического лица определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, когда точно известно, где и у кого они находятся.

Если при производстве выемки не окажется требуемой вещи и обнаружение ее в дальнейшем связано с поиском, следователь, отразив в протоколе результаты предпринятого действия, может вынести постановление и произвести обыск в целях ее отыскания и изъятия. Так может поступить следователь в случае, не терпящем отлагательства. Такая ситуация может сложиться тогда, когда у следователя будут основания полагать, что предмет или документ, подлежащий выемке, спрятан. Он же будет нести ответственность за законность и обоснованность принятого решения.

Основанием для производства выемки служат содержащиеся в материалах уголовного дела сведения, которые с достоверностью указывают, что в определенном месте или у конкретного лица есть предметы и документы, имеющие доказательственное значение. 

Процессуальным основанием для производства выемки является мотивированное постановление следователя. 
Порядок выемки следующий: следователь в соответствии со своим постановлением прибывает по указанному адресу, приглашает понятых, объявляет руководителю организации (лицу, его замещающему) или конкретному гражданину о цели прибытия и предлагает добровольно выдать предметы или документы, подлежащие выдаче.

Если документы или предметы добровольно не выданы, следователь производит их принудительное изъятие.

Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится по решению суда.

Порядок выемки документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях юридических лиц, ст. 183 УПК РФ специально не выделяет и не указывает. Это означает, что юридические лица повышенной защитой не пользуются. 
Большинство правил, установленных законом для обыска, относится и к выемке (ч. 2 ст. 183 УПК РФ).

О непосредственном производстве выемки составляется протокол. В нем указывается, где, у кого и какие именно предметы и документы находились, выданы ли они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы и документы должны быть перечислены в протоколе или приложенной к нему описи с точным указанием их количества, меры, веса или индивидуальных признаков и, по возможности, стоимости.

Если выемка производилась в помещении, принадлежащем учреждению, предприятию, организации, копия протокола вручается соответствующему должностному лицу.

Обратите внимание: выемка не может перейти в обыск. Обнаружив искомые предметы, милиционеры обязаны следственное действие завершить.

Согласно ч.11 ст.182 УПК РФ при производстве обыска вправе присутствовать адвокат того лица, в помещении которого производится обыск, таким образом если обыск начинают проводить в помещении юридического лица, присутствующий там представитель фирмы также может возражать против начала обыска до прибытия адвоката. Однако, заявляя такое ходатайство, учтите, что требовать надо именно адвоката, а не просто юриста.

5. Проводится административное расследование административного правонарушения в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

В рамках КоАП РФ сотрудникам милиции предусмотрено проведение следующих действий:

Осмотр принадлежащих хозяйствующему субъекту помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, при этом следует обратить внимание на то, что осматриваться могут не любые принадлежащие юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещения и территории, а только используемые для осуществления предпринимательской деятельности.

При проведении осмотра обязательно присутствие представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. 

О проведении осмотра составляется протокол

В процессе осмотра помещений и территорий нередко возникает необходимость изъятия вещей и документов, имеющих значение обнаруженных доказательств. В силу этого, лица, уполномоченные проводить процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.8 КоАП РФ, вправе также осуществить изъятие вещей и документов доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра.

При изъятии вещей и документов составляется отдельный протокол об изъятии вещей и документов, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.

При изъятии документов с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей – наложение запрета распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Временный запрет деятельности

Исключительная мера, заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.
Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

Жалобы на действия сотрудников милиции
Пожаловаться на действия сотрудников милиции можно в прокуратуру и УВД (соответственно также можно направить жалобы в Генеральную прокуратуру и МВД).

Указать на незаконность действий или на допущенные в ходе обыска нарушения можно самому следователю. 
Такое заявление пишут на отдельном листе бумаги или (что надежнее) в протоколе следственного действия перед своей подписью. В любом случае следователь обязан приобщить заявление к уголовному делу и расценивать его как ходатайство об устранении нарушений закона. Он обязан либо удовлетворить требования заявителя, либо вынести постановление об отказе в удовлетворении ходатайства, но в любом случае уведомить его о принятом решении. Если законность решения следователя вызывает сомнение, можно обратиться к его руководству, к прокурору или в суд. 
В жалобе можно описать незаконные действия не только следователя, но и других участников обыска. Решение прокурора также можно обжаловать. Для этого следует обратиться к вышестоящему прокурору. Прокурор обязан обеспечить немедленную проверку законности по каждому случаю проведения обыска без его санкции, а по всем фактам незаконных обысков либо незаконного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу, принимать меры прокурорского реагирования. 
На прокурора в числе прочего возложена обязанность приобщать к материалам уголовного дела жалобы и заявления потерпевших, гражданских истцов, их представителей, подозреваемых, обвиняемых, их защитников и представителей, а также ответы должностных лиц о результатах проверки доводов заявителей. 
Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Также любые нарушающие закон действия должностных лиц могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования. 
Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы. Происходит это в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.