PR с нулевым бюджетом: утопия или нет?

Цель нашей компании - предложение широкого ассортимента юридических услуг на постоянно высоком качестве обслуживания.

Наталья Докучаева, ответственный редактор Pravotoday

Среди юристов давно и прочно укрепилась мысль о том, что прямая реклама не эффективна для сферы профессиональных услуг. Поэтому основные затраты в бюджетах на продвижение услуг традиционно отводились на маркетинг и пиар. К слову, в других индустриях, все наоборот. По сравнению со значительными рекламными бюджетами, средства, отводящиеся на пиар и маркетинг, не столь велики.

На волне экономического кризиса юридическим компаниям пришлось перестроиться под новую экономическую модель и продолжать эффективную коммуникационную политику фирмы с бюджетом, гораздо меньше прежнего, а иногда и подавно - с нулевым. Из всего арсенала маркетинговых и коммуникационных инструментов компании стали выбирать наиболее эффективные из наименее затратных. И то, что когда-то казалось утопией, многие из них смогли претворить в реальность. На вооружение были взяты самые разнообразные формы партнерства с коллегами, клиентами, СМИ. Юридические фирмы активизировали корпоративные сайты и стали активнее в социальных сетях. Четко очертились услуги и сферы имиджевой рекламы, за которую платить перестали совсем.

Возможен ли эффективный PR с нулевым бюджетом, какие строки маркетинговых бюджетов компаний были урезаны в первую очередь, а от чего так и не отказались, какие новые инструменты PR стали использоваться в период экономического спада, а также то, за что юридическая компания не должна платить в рамках своей коммуникационной политики?

Наталья Вроцкая, пресс-служба Юридического бюро «Виртус-Лекс»

PR поддержка компании по определению подразумевает нулевой бюджет. Если же мы говорим о коммуникационной политике компании в целом и маркетинговых бюджетах, то здесь все зависит от выбранной стратегии развития компании.

В последнее время спрос на имиджевую рекламу резко падает, и это происходит не только в юридическом бизнесе, но и в остальных сферах. Спрос на рекламу со стороны юридических компаний сокращается в силу того, что появляются более эффективные маркетинговые инструменты и эффективность традиционной рекламы падает, а не по причине сокращения маркетинговых бюджетов.

Для нашей компании имиджевая реклама никогда не была приоритетной статьей затрат. Мы активно используем современные возможности технологии Web 2.0, налаживаем интерактивное общение с клиентами и партнерами, поддерживаем постоянные контакты со СМИ.